Илья Муромец Добрыня Никитич



Илья Муромец - самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древ­него города Мурома. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось с детства из былин и сказок. Мы часто бываем поражены сложностью и многозначностью этого образа. Над разрешением загадок, связанных с ним, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны все же остаются.
Илья муромец
Наши предки XVI - начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец - реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Между тем русские летописи не упоминают его име­ни. Зато он является главным действую­щим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., осно­ванных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. В документаль­ном источнике имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574 господин посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г., оста­вил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого ге­роя и его товарища был сооружен специ­альный придел, т. е. им была оказана та­кая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пу­ста; останки же известного Ильи были пе­ренесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 г. эти мощи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским, кото­рый определил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, т.е. в 1188 г.
Эти останки богатыря до сих пор на­ходятся на том же месте и являются нео­провержимым доказательством реаль­ности Ильи Муромца. Для многих совре­менных людей бывает откровением тот факт, что популярный герой эпоса почитается святым Русской Православной Церковью. Илья Муромец был офици­ально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Память святого бо­гатыря совершается 1 января по новому стилю. Самое раннее дошедшее до нас изображение святого Ильи Муромца - гравюра из Киево-Печерского патерика, выложенная печерским «изобразите­лем» Ильей в середине XVII в.
Московский паломник Иоанн Лукья­нов оставил любопытное описание мо­щей Ильи Муромца, которым он покло­нялся в 1701 г.: «Тут же видехом храброго  воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая проби­та копией; язва вся знать на руке». По свидетельству очевидцев останки пред­ставляют собой хорошо сохранившуюся мумию, принадлежавшую человеку до­вольно высокого роста (около 180 см). Отсутствуют лишь обе ступни ног. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное поврежде­ние в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была при­гвождена к сердцу. Мощи облачены в мо­нашескую одежду. Над гробницей нахо­дится образ святого Ильи Муромца.
Первое исследование останков бога­тыря проводилось в 1963 г. Тогда, в ту со­ветскую атеистическую эпоху, комиссия сделала заключение, что мумия принад­лежит человеку монголоидной расы, а ранения имитированы монахами лавры. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мо­щей святого Ильи Муромца. Для получе­ния объективных данных применялась самая современная методика и сверх­точная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст - сорок-пятьдесят пять лет, вы­явлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перене­сении нашим героем в юности паралича конечностей; установлено, что причи­ной смерти стала обширная рана в обла­сти сердца. К сожалению, датировка ги­бели была установлена очень приблизи­тельно - ХI-ХII вв. Для уточнения требу­ются дополнительные работы. Но и это определение не расходится с известным упоминанием о времени жизни Ильи Муромца в 1188 г. Таким образом, пока подтверждается мнение Церкви о том, что Илья Муромец жил при Владимире Мономахе, а не при Владимире Красное солнышко, как повествуется в былинах.
Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так инте­ресен конец былины «Илья Муромец и Калин царь» в исполнении сказителя Щеголенкова: «от этих татар да от пога­ных, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца». Все помнят с дет­ства, что калики перехожие пророчест­вовали знаменитому богатырю, что «смерть ему в бою не писана». Поэтому в былинах и сказках о кончине героя по­вествуется различно: то он каменеет один либо с другими богатырями; то жи­вой ложится в гроб и там остается наве­ки; то вместе с Добрынею на Соколе Ко­рабле куда-то уплывает, и с тех пор о нем нет вестей. Но как показала экспер­тиза мощей, пророчество калик, к сожа­лению, не свершилось.
Святому Илье Муромцу не было со­ставлено канонического жития. Зато су­ществует его эпическая биография от рождения и исцеления до кончины. Ему посвящено самое большое количество былин во всем русском фольклоре. На­считывается около тринадцати самосто­ятельных сюжетов о славном Илье в классическом эпосе. Кроме того, о нем сложены сказки и казацкие былинные песни оригинального содержания, в ко­торых на образ древнего богатыря по­влиял известный Илейка Муромец (Гор­чаков) из г. Мурома, сторонник Лжедмитрия. Известны и лубочные обработки историй об Илье Муромце.
Привычный зачин былинных сказа­ний, где Илья выезжает «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачаро­ва», казалось бы, не оставляет места для сомнений в том, что он происходит из древнерусского города Мурома, где не­подалеку от него до сих пор существует старинное село Карачарово. Но сомне­ния в происхождении былинного героя возникали и в прошлом веке, и в наше время. Известного богатыря пытаются связать с Черниговщиной, где есть горо­да Моровийск и Карачев, и где также бы­туют предания об Илье Муромце. Но ес­ли обратиться к обычной географичес­кой карте, то видно, что эти два города разделяют сотни километров и говорить о «Моровийском городе Карачеве» абсурдно. Между тем нельзя не заметить, что Муром, Карачев, Чернигов, Моро­вийск и Киев лежат на одной линии. Это как раз и есть та самая «дорожка прямо­езжая», которой ехал богатырь из родно­го Мурома в Киев «через те леса, Брынские, через речку Смородинную», через село Девять Дубов, неподалеку от Карачева. То есть, нет никакого противоре­чия между классическими былинами и карачевскими преданиями. Нелишне также заметить, что древний город Му­ром довольно долго входил в состав Чер­ниговского княжества. Приурочение имени былинного героя к городу Муро­му вполне соответствует и эпической, и исторической действительности. Муром и Муромское княжество были довольно значимыми как во времена Киевской, Владимиро-Суздальской, так и во време­на Московской Руси, чтобы стать роди­ной Ильи Муромца.
Память об Илье Муромце всегда хра­нилась на его родине - в селе Карачаро­ве и городе Муроме, где не сомневались в его реальном существовании и происхождении. Надо отметить, что церковное почитание святого Ильи Муромца на его ро­дине как в прошлом столетии, так и до самого последнего времени ограничи­валось лишь обычным упоминанием его в день памяти наряду с другими киево-печерскими угодниками. В последние годы с возрождением Церкви и местных святынь церковное почитание Ильи Му­ромца значительно усилилось и получи­ло особое распространение, как на роди­не богатыря, так и по всей стране. Так в селе Карачарове был восстановлен храм Гурия, Самона и Авива, где 1 января 1993 г. в день памяти святого, была торжест­венно установлена икона святого с час­тицей мощей Ильи Муромца. Образ был исполнен муромским художником-иконописцем И. Суховым по заказу потом­ков богатыря, много-численных Гущи­ных. Частица мощей преподобного была передана из местного музея. В 1994 г. на городском кладбище заложена часовня во имя святого богатыря (освящена в 1998 г.). Святой. Илья Муромец вошел в собор местных муромских святых и изо­бражается на иконах для монастырей и храмов. Русское воинство считает свято­го богатыря своим покровителем. В 1998 г. на территории воинской части в Под­московье был воздвигнут и освящен замеча-тельный храм во имя святого Ильи Муромца.


Согласно народным преданиям, Илья был погребен в Киево-Печерской лавре. Немецкий путешественник, посетивший Киев в конце XVI века, упоминал о гробнице Ильи Моровлина, «знаменитого героя или богатыря, о котором рассказывают много басен». Так герой мифологической истории стал в памяти народа реальным историческим персонажем.

Вероятно, на протяжении веков об Илье Муромце складывались былины, посвященные разным его подвигам. Должно быть, в XVII веке, который принято называть «мятежным» из-за многочисленных бунтов, восстаний и народный движений, была сложена былина о бунте Ильи Муромца против Владимира. Разгневанный тем, что князь обошелся с ним недостаточно уважительно и даже унизил его, Илья отправился на киевские улицы, стал : бивать с церквей кресты, «маковки золоченые», а потом созвал «голей кабацких» и предложил им нести золото в кабаки и проливать его. В некоторых вариантах Илья бросает на землюподаренную ему князем дорогую шубу, топчет ее ногами и как бы воображает при этом, что таким же образом он будет расправляться с самим князем. Ссора в конце концов заканчивается миром, но тень конфликта богатыря с князем и с боярами лежит на многих былинах. XVII век отпечатался и в былине «Илья Муромец на Соколе-корабле». Богатырь — хозяин Сокола-корабля, что двенадцать лет плавает по морю Хвалынскому (Каспийскому) не приставая к берегу.

На судно пытаются напасть турки, но терпят неудачу: Илья Муромец посылает «заговоренную» стрелу в царя Салтана, и тот зарекается вступать в борьбу с русским богатырем. Есть версии былины, где Илья Муромец выступает в качестве есаула у Стеньки Разина. В образе древнерусского богатыря воплотились народные понятия о высоких нравственных качествах, какими должен был обладать истинный герой. Одно из самых главных качеств Ильи Муромца — это чувство справедливости и сознание своего долга — стоять за правду. Он готов идти на прямое столкновение с князем, с боярами, когда видит, что те поступают не по правде. Он — герой общенародный, общерусский, не связанный какими-то сословными узами.

Его сила разумна и целиком направлена на благие дела: он начисто лишен бахвальства, корысти, зависти или каких-либо проявлений эгоизма. Вот богатырь наезжает на камень, от которого лежат три дороги.
Путь Ильи Муромца — это путь преодоления опасностей, вызова силам зла и борьбы с ними. В древнерусском Илье Муромце поразительно соединились черты мифического героя, реального отважного воина и святого.
Источник, картинка