Записан Ончуковым Н. Е.
Когда на небе родилса светёл месец,
Тогды на Руси родилса могуч богатырь,
Молодыи Вольгя Всеславьевич;
Рыба отступила во морску глубину,
Всё слышамши на Руси бага́тыря,
Молодого бы Вольгу Всеславьевича;
Птиця солеталас по поднебесью,
Всё слышачи на Руси бага́тыря,
Молодого Вольга Всеславьевича;
Тонки горностали — во сыру землю,
Всё слышачи на Руси багатыря,
Молодого Вольию Всеславьевича;
Да буры лесицы по те́мным лесам.
Всё слышачи на Руси бага́тыря,
Молодого Вольию Всеславьевича.
Да втапоры Вольиина матушка,
Ходила она по всим церьквям,
Служила молебны почесныя,
В первых просила нынь у Господа:
«Да’ Бог моему-де цяду милому,
Молодому Вольии Всеславьевичу,
Да тулово ему бы Светогорого»;
В других бы просила нынь у Господа:
«Да сила Самсона Колыбановиця;
Да’ Бог моему-де цяду милому,
Молодому Вольи Всеславьевицю,
Да конь бы Ильи, да Ильи Муромца;
Да’ Бог моему-де цаду милому,
Молодому Вольии Всеславьевичу,
Кафтан бы ему Дюка Стёпановиця;
Да’ Бог моему-де цяду милому,
Молодому бы Вольге Всеславьевичу,
Сапожки Чурила бы Плёнковича;
Да’ Бог моему да цаду милому,
Молодому бы Вольие Всеславьевичу,
Шапка Кузѐнка Сибирчаженина;
Да’ Бог моему-де цяду милому,
Молодому бы Вольге Всеславьевичу,
Рукавичи Казарина Петровиця;
Да’ Бог моему-де цяду милому,
Молодому бы Вольге Всеславьевичу,
Сметка Олёши нынь Поповича;
Да’ Бог моему да цяду милому,
Молодому бы Вольие Всеславьевичу,
Ве́шво Добрынюшки Микитиця.
Да втопоры Вольия Всеславьевич
Училса бы в вольнём море щукой ходить,
Училса бы по поднебесью птицею летать,
Училса бы по полю лютым зверем рыскати».
Онч., № 84
«Вольга Всеславьевич».
Зап. Ончуковым Н. Е.: июнь 1902 г., д. Бедовая Пустозерской вол. (зап. в сел. Оксино) — от Маркова Павла Григорьевича, 76 лет.
Единственный печорский вариант редкой былины о Волхе записан от сказителя, в текстах которого сохранилось немало архаичных мотивов и подробностей (см. коммент. к № 115, 244). Текст представляет собою начало былины. Очевидно, П. Г. Марков забыл или не знал продолжения былины.
Рассказ о том, как мать Вольги ходит «по всим церквям» и вымаливает сыну идеальные качества, не встречается в других вариантах былины; не исключено, что он создан местными сказителями. (Сходная по содержанию формула из былины «Добрыня и Алеша» — ответ матери Добрыни на жалобу сына — в печорских вариантах не зафиксирована). В этом описании упомянуты главные герои многих популярных на Печоре сюжетов: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дюк, Чурила, Козарин; имя библейского персонажа Самсона в местной традиции упоминается в былине «Илья Муромец и Сокольник»; приписываемые им качества соответствуют представлениям печорских сказителей об этих богатырях («смётка Олёши Поповича», «вешво Добрынюшки Микитиця» и т. д.). Загадочным остается лишь имя «Кузенка Сибирчаженина», обладателя чем-то примечательной шапки. В репертуаре П. Маркова нет былин об Илье Муромце, Дюке, Чуриле, Козарине, Святогоре, Самсоне, поэтому приписывать ему создание этой формулы нет оснований.
Свод русского фольклора. Былины в 25 томах. СПб.: Наука; М.: Классика, ௨00௧
Комментариев нет:
Отправить комментарий